Публикация о стоянке: Ухта I, III, II Место: Республика Коми, пригород Ухты Датировка: III-I тыс. до н. э.
Ухта I, III, II
Фрагмент: С точки зрения исторической науки Ухта еще совсем молодой город. Начало ему было положено в 1929 г. Город развивался как промышленный, геологический центр Коми края и был, прежде всего, интересен своими природными богатствами и перспективой освоения нефти и газа.
Древняя и средневековая история нашего района долгое время не изучалась.
В советское время археологическими исследованиями в Коми крае занимался известный коми ученый, лингвист, этнограф и археолог А. С. Сидоров. В 1924 г. он побывал в местечке Переволок в верховьях р. Ухты. Он обнаружил там древнюю стоянку и приобрел у одного из жителей бронзовую бляшку в виде хищной птицы. В устье р. Кедва А. С. Сидоров нашел «чудскую кузницу».
В 1926 г. этнограф Д. Т. Янович передал в краеведческий музей г. Сыктывкара деревянного идола из Эшмесской пещеры, расположенной вблизи деревни Поромес Ухтинского района.
В 1930-е годы в Ухте отбывал срок Г. И. Боровка - археолог из Ленинграда, сотрудник Государственного Эрмитажа. С февраля 1932 по сентябрь 1940 г. он находился в Ухтпечлаге. Работал в ЦНИЛЕ и преподавал в горном техникуме. Он собрал археологическую коллекцию, открыв в окрестностях Ухты ряд древних поселений. Судьба этой коллекции неизвестна. Боровка Г. И. был повторно арестован и расстрелян в Ухте 29 июня 1942 г.
В 1954 г. Г. А. Чернов и К. Ф. Седых обнаружили в Детском парке Ухты стоянку с орудиями труда, относящимися к III-II тыс. до н. э.
В середине 1960-х годов археолог Коми филиала Академии наук В. Е. Лузгин проводил археологические разведки по р. Ижме. Он обнаружил два пункта с археологическими находками у деревни Лайково и в устье р. Леккем.
В 1981-82 гг. Эшмесскую пещеру изучал археолог А. М. Мурыгин.
С 1982 г. в ЦДЮТ начал работать историко-краеведческий клуб «Ермак» и в его составе кружок археологии под руководством Т. А. Федотовой.
С этого времени начался планомерный сбор сведений о древностях Ухты, их исследователях и поиски новых археологических памятников. Стало известно, что первые ухтинские «древности» были обнаружены в конце XIX - начале XX вв. и являлись случайными находками. Речь идет об Ухтинском кладе и Седьюской пещере. Пещеру обнаружил в 1902 г. известный путешественник В. А. Русанов, а сведений о том, где и кто нашел Ухтинский клад, не сохранилось. Известно лишь то, что он в 1899 г. оказался у Щукина П.И. – собирателя древностей в г. Москве.
Юными археологами ЦДЮТ, начиная с 1983 г., проводились археологические разведки по рекам Ижма, Ухта, Чуть, Тобысь, Ухтарка, Седью. В результате были обнаружены древние стоянки и поселения, относящиеся к разным периодам, начиная с эпохи неолита – III тыс. до н. э. и до средневековья. На древних поселениях, обнаруженных ребятами из клуба «Ермак», в разные годы работали археологи Н. Н. Чеснокова, А. М. Мурыгин., А. Л. Багин. В результате всех исследований в историко-краеведческий музей г. Ухты передано более 10 тыс. находок. В список археологических памятников Ухты внесено 25 древних поселений, местонахождений, написаны научные отчеты.
Уникальной археологической находкой является Ухтинский клад. Он хранится и экспонируется в Москве в Государственном историческом музее и в Государственном Эрмитаже Петербурга. Клад состоит из 30 вещей, 29 из них – пермского звериного стиля. Предметы пермского звериного стиля - это небольшие бляшки и пластины из бронзы, на которых изображены зооморфные и антропоморфные существа. Они выполнены в технике выпуклого литья. Десять предметов Ухтинского клада изображают человеколося, стоящего на ящере, есть пластины с изображением драконов, птиц. По мнению археолога из Петербурга Е. И. Оятевой, эти вещи исходят из культового места (святилища), которое существовало в районе Ухты в I тыс. н. э. Набор сюжетов и образов пермского звериного стиля вырабатывался веками. Он включает изображение лося, медведя, птиц, змей, человекоподобных существ, драконов, ящеров и др.
В понимании многих народов лесной полосы северо-востока Европы лось символизирует верхний мир, солнце. Птицы – это вестники богов. Человекоподобные существа с лосиными головами и крыльями (человеколоси) – это, скорее всего изображения шаманов, так как их считали посредниками между земным и небесным миром и наделяли сверхъестественными способностями. Ящер, змея – представители нижнего подземного мира. Композиции часто трехъярусные: лось, человек, ящер. Видимо, этим хотели сказать, что жизнь человека зависит от верхнего и нижнего мира. Полная расшифровка сюжетов очень сложна. Можно говорить лишь о том, что в них заложены идеологические представления древнего человека об окружающем мире. Бронзовые пластины поражают высокой техникой исполнения, композиционными построениями и глубоким смыслом, заложенным в образах. Они использовались при совершении магических и религиозных обрядов, возможно, были оберегами, амулетами. Несомненно, что эти изображения – вершина искусства древних художников севера.
Значительным памятником археологии является Седьюская пещера, которая располагалась на левом берегу р. Седью, недалеко от поселка. К сожалению, в 1955 г. она была уничтожена при добыче известняка и утрачена для дальнейшего изучения. В 1902 г. при обследовании пещеры Д. А. Русанов собрал кремневые наконечники стрел, отщепы, кости и зубы животных, тогда же находки были переданы в Вологодский краеведческий музей. По комплексу собранных вещей можно предполагать, что пещера являлась святилищем древних коми. При повторном исследовании гротов и пещер на р. Седью, сначала В. И. Канивцом в 1960-ые годы, затем А. Л. Багиным, никаких археологических находок не обнаружено.
Об Эшмесской пещере впервые историки услышали еще в 1920-е годы. Летом 1965 г. археолог В. Е. Лузгин предпринял попытку найти Эшмесскую пещеру. Большая роль в повторном открытии этого важного археологического памятника в бассейне р. Белая Кедва принадлежит ухтинцу В. П. Торлопову. Благодаря его настойчивости была организована археологическая экспедиция в 1981 г. В 1982 г. в Эшмесской пещере были произведены раскопки. В результате раскопок археолог А. М. Мурыгин обнаружил большое количество костей и черепов бобра, 29 костяных наконечников стрел, 1 кремневый наконечник, 35 изделий из серебра и бронзы. В основном это были подвески и накладки, одно изображение пермского звериного стиля, две серебряные монеты, одна из них иранская 946-47 гг., другая чеканена в Германии в 1002-24 гг. Мурыгин вывез из пещеры деревянного идола, который датируется 890 г. В основном все находки датируются X - XI вв. Сейчас они выставлены в экспозиции историко-краеведческого музея Ухты. Эшмесская пещера – это родовое святилище, а предметы, найденные во время раскопок, были приношениями деревянным идолам. Вполне возможно, что вещи из Ухтинского клада имеют отношение к этим двум святилищам нашего края.
Ухтинский клад, Седьюская и Эшмесская пещеры - это весьма значительные археологические памятники для изучения древней истории и культуры всего Европейского Северо-востока.
Старая часть города Ухты расположена в междуречье р. Ухты и р. Чибью. Именно здесь появились пять тысяч лет назад самые первые «ухтинцы». Почти все поселения каменного и бронзового веков расположены на высоких боровых террасах, незатопляемых во время наводнений, богатых дичью, грибами, ягодами.
В черте города самой первой была обнаружена стоянка Ухтинская в Детском парке. Геолог Е. И. Чуманов вспоминал, что ее в конце 1930-х годов открыл репрессированный Г. И. Боровка. Повторно она была обнаружена и изучена Г. А. Черновым в 1954 г. С поверхности земли были собраны кремневые орудия труда, отщепы, нуклеус. Все находки относятся к эпохе неолита и к бронзовому веку (III тыс. до н. э. – II тыс. до н. э.). Большая часть археологических предметов была передана Г. А. Черновым в ГИМ г. Москвы, часть хранится в музее «Природы Земли» в Ухте. Чуманов Е. И. рассказал юным археологам ЦДЮТ, где он со своим учителем Г. И. Боровкой собирал древние вещи. Он указал на огороды, площадку по ул. Пушкина и на поля вдоль грунтовой дороги Ухта – Шудаяг. Вскоре его слова подтвердились. Были открыты древние поселения Ухта II и Ухта IV.
Поселение Ухта II состоит из нескольких пунктов и находится на территории горзеленхоза и огородов у дома № 6 по ул. Пушкина. Здесь были обнаружены комбинированные орудия, скребки, обломки ножей и наконечника стрелы, отщепы. Находки можно датировать III-II тыс. до н. э.
Поселение Ухта IV расположено примерно в 2-х километрах от Детского парка, на левом берегу р. Ухты. На перепаханном поле школьники из клуба «Ермак» собрали кремневые орудия труда и расколотый кремень. Среди находок оказались наконечник копья, четыре скребка, скребло, отщепы. Поселение датируется концом II-I тыс. до н. э.
Стоянка Ухта III расположена по ул. Загородной. Она была открыта юными краеведами в начале 1990-х годов. В 1994 г. подробно изучалась археологами А. Л. Багиным и Н. Н. Чесноковой. 150 кремневых предметов были собраны на грядках и огороде одного из домов. Их приблизительная дата III тыс. до н. э. Тогда же был обнаружен железный наконечник стрелы эпохи средневековья. Ему удалось найти аналогии в древней Мангазее XVI-XVII вв. Этот археологический памятник оказался сильно разрушен.
Во время лодочного похода по р. Тобысь и р. Ухта в начале 1990-х годов в устье р. Ухтарка было обнаружено поселение Усть-Ухтарка I. На высокой боровой террасе были собраны многочисленные кремневые орудия и отщепы, керамика. Тогда же егерь Г. Д. Дегтярева передала кремневый наконечник копья эпохи раннего железного века. В 1993 г. в результате разведок и раскопок на поселении Усть-Ухтарка I было найдено более 4 тыс. предметов. Этот памятник оказался разновременным и многослойным. Можно предполагать, что это место в течение длительного времени, начиная с эпохи ранней бронзы и до средневековья, использовалось как поселение нашими далекими предками. Особенно интересными находками была лепная керамика, относящаяся к ананьинской культуре VI-VII вв. до н. э., и керамика раннего средневековья, а также кострище. Керамика Усть-Ухтарки I украшена оттисками мелкозубчатого штампа или веревочки. В основном форма сосудов чашевидная. При раскопках вскрыто кострище размером 3,6 на 1,45 метра. Вокруг кострища и в нем были найдены: лепная керамика 145 экз., фрагменты тигля, 19 кремневых скребков, 13 наконечников стрел, одна проколка, слиток бронзы, обломки бронзовых пластин, кусочки шлака. Находки бронзолитейного производства довольно редки на археологических памятниках нашего края. Материалы кострища относятся к ананьинскому времени и раннему средневековью. Кремневый наконечник копья, переданный Г. Д. Дегтяревой, нашел полные аналогии на стоянке Мыелдино раннего железного века. На низкой надпойменной террасе у реки были собраны отщепы, кремневые орудия, фрагменты керамики. Этот комплекс предметов был отнесен к другому памятнику – Усть-Ухтарка III.
Стоянка Усть-Ухтарка II расположена недалеко от первых двух пунктов. С поверхности земли собраны скребок, обломок наконечника с выемчатым основанием, чешуйки и отщепы. Этот комплекс можно отнести к раннему бронзовому веку.
Боровые террасы в устье р. Крохаль неоднократно обследовались клубом «Ермак», но безрезультатно. Успех пришел неожиданно. Юные археологи Н. Павлов и А. Багин самостоятельно обследовали высокий берег р. Ухты, вблизи базы отдыха «Крохаль». Принятые за обломки кирпичей красно-коричневые фрагменты, оказались керамикой эпохи бронзы (II тыс. до н. э.). Рядом со стоянкой Крохаль I, чуть выше по течению были найдены еще два пункта с кремневым материалом. Детально изучался район поселка Водный. Со слов учителя истории А. Минашкина стало известно, что в районе ручья Нефть-ель он со школьниками находил фрагменты керамики. Впоследствии эти находки ими были утеряны. Собранные там мелкие отщепы и пластинки из кремня не дали возможности датировать это местонахождение.
Местечко Веселый Кут древние охотники облюбовали еще в начале неолита (III тыс. до н. э.). На боровой террасе по правому берегу р. Ухты обнаружены три древних поселения: Веселый Кут I, II, III. Кремневый материал и наконечник стрелы на поселении Веселый Кут I можно датировать эпохой раннего неолита Находки на стоянках Веселый Кут II и III относятся к эпохе бронзы.
Неразгаданными загадками привлекает к себе р. Чуть. Первоначальное ее название «Чудь», «Чюдь», а ведь так назывались древние племена нашего края. Существует множество легенд о чуди: чудь убегающая, чудь карликовая, чудь захоронившая себя. Жил ли этот таинственный народ на нашей р. Чуть? Поселений и стоянок здесь пока не выявлено, но археологические находки на Чути все же были. Еще в 1982 г. В. И. Свиридов – директор геологического музея, передал Т. А. Федотовой наконечник стрелы эпохи бронзы, найденный в устье Чути. В декабре 2002 г. в клуб «Ермак» был передан костяной наконечник гарпуна. Его нашла на правом берегу р. Чуть учащаяся школы № 14 Олексенко. Точных аналогий на территории нашей республики этому наконечнику нет. Других находок в этом месте не обнаружено. По мнению А. Л. Багина, наконечник гарпуна можно датировать II тыс. до н. э.
Т. А. Федотова
Об авторе:
Федотова Татьяна Александровна
Археолог. Родилась 19.08.1954 г. в п. Дутово Вуктыльского района. Окончила исторический факультет Пермского государственного университета (1977). Руководитель клуба «Ермак» (1982). Руководитель ученических конкурсных работ «Отечество – земля Коми» и других.
Упомянутый в статье Багин, участник раскопок, бывший воспитанник клуба, которым руководила автор статьи. На момент раскопок ему было 20 лет.
В дальнейшем:
Багин Алексей Львович, 1974 г. р. Археолог, кандидат исторических наук, старший научный сотрудник Коми научного центра УРО РАН. Воспитанник клуба «Ермак». Окончил Сыктывкарский государственный университет.